Корзина
30 отзывов
АКСИОМА БЕЗОПАСНОСТИ
+73912067796
+73912067796
+73912545273
+73912582298

Как грамотно сэкономить на обслуживании пожарной сигнализации?

Как грамотно сэкономить на обслуживании пожарной сигнализации?

Вопрос ценообразования, при проведении работ по техническому обслуживанию систем противопожарной защиты и в частности пожарной сигнализации всегда стоит открытым. Зачастую цифры за обслуживание берутся с потолка (по справочнику "Потолковского") Конечно, так поступают не все. Но большинство.

Давайте немного разберемся в вопросе ценообразования и о способах правильного распределения сил и средств на содержание систем противопожарной защиты.

 

Коммерческие предложения по техническому обслуживанию систем противопожарной защиты (далее - СПЗ) одного и того же предприятия могут варьироваться от демпинговых символических "копеек" до каких то баснословных миллионов. Как же научится правильно понимать ценообразование и правильно выбрать добросовестного подрядчика?

Для начала необходимо научится понимать нормативную базу. Ведь первоисточником и инициатором в данном вопросе является наше законодательство.

Итак. По-порядку.

Все прекрасно знают, что для технического обслуживания СПЗ необходимо заключить договор с лицензированной организацией.

Однако, мало руководителей предприятий знают, что они, как балансосодержатели этих систем, несут прямую ответственность за их работоспособность. Это аксиома, которую надо принять и запомнить.

Компании подрядчики, нанятые для технического обслуживания систем противопожарной защиты проводят комплекс мероприятий по поддержанию их работоспособности. То есть, в принципе ответственность за состояние систем распределяется между заказчиком и подрядчиком.

Единственный момент заключается в том, как будет заключен договор на техническое обслуживание. При составлении договора мы должны пользоваться каким то первоначальным нормативным актом, который бы регламентировал периодичность и порядок обслуживание. Таким общеизвестным документом является РД-009-01-96.

Из покон веков основным руководящим документом при обслуживании пожарной сигнализации считался РД-009-01-96.

 

Проблема данного документа является его нелигитимность. То есть по сути это просто рекомендации.

И в большинстве случаев его положения закрепляются ссылкой на его текст в договорах подряда.

Однако тут всплывают "подводные камни". Если внимательно изучить данный документ, то можно заметить перечень ежедневных, еденедельных и ежемесячных работ. У предприятий возникает резонный вопрос: кто это будет делать и как это работает?

Если он, конечно возникает. Потому что обычно подрядчики работают по одной схеме - приехать раз в месяц и провести техобслуживание (в лучшем случае) или привезти просто счета и акты (в худшем случае).

 

Недобросовестные подрядчики не любят напоминать о таких работах, хотя в договоре есть прямая ссылка на РД.

Так как же быть в данной ситуации?

Владелец предприятия должен иметь в штате закреплённым приказом по предприятию ответственного за соблюдением требований пожарной безопасности. Этот человек или группа лиц обязаны также совместно (и отдельно) с лицензированной организацией контролировать работоспособность систем противопожарной зашиты. Это тоже аксиома, которую необходимо запомнить.

Поэтому, если в договоре подряда указано, что техническое обслуживание подрядчиком выполняется раз в месяц, то иные периоды контроля работоспособности систем возлагаются на собственника систем. Если заказчик хочет, чтобы подрядчик находился постоянно на объекте и контролировал и проводил регламентные работы, то в любом случае, в независимости от того как подрядчик выполняет работы, необходимо либо параллельно с ними (комиссионно), либо отдельно, контролировать работоспособность системы.

Лайфхаки и хитрости технического обслуживания пожарных систем

 

Давайте уже начнем учиться оптимизировать само техническое обслуживание.

Для чего вам платить каждый месяц за техническое обслуживание??

 

Да, для многих этот вопрос будет немного странным. Всегда все платили ежемесячно. Как абонентскую плату и ссылались на РД 009-01. Или на инспектора...

Но давайте на время забудем об этом документе. Например его нет. Что же делать?

А делать вот что: открываем ваш проект на пожарную сигнализацию (или другую систему противопожарной защиты), в проекте есть спецификация оборудования.

Далее - находим все паспорта и техническую документацию на установленное оборудование, открываем... и видим, что, например пожарный извещатель необходимо обслуживать (чистить) раз в квартал, а то и вообще раз в полгода, а некоторые и вообще пока не запыляться и не подадут соответствующий сигнал на приемные приборы.

Таким образом, все сводится не к нелигитимному РД, а к технико-эксплуатационной документации на оборудование.

Данную документацию можно (и нужно) закрепить в договоре на обслуживание в качестве приложения и разработать график технического обслуживания. Учитывая, что на вашем предприятии и так должен присутствовать ответственный за пожарную безопасность (с корочками), который получает зарплату за это (или некую доплату), то большинство контролирующих действий за работоспособностью систем можно возложить на него. И вы увидите сколько денег вы экономите на техническом обслуживании.

Пример 1

У вас есть предложение на ежемесячное техническое обслуживание пожарной сигнализации на сумму 20 000 руб. И вас оно в принципе устраивает. Однако, согласно технической эксплуатационной документации на оборудование, нет необходимости проводить какие то регламентные работы с привлечением лицензированной организацией чаще, чем раз в квартал. Например, проверку работоспособности приемно-контрольных приборов необходимо проводить ежедневно. С этим может справится как ответственный за пожарную безопасность предприятия, так и в выходные дни охрана или смс-оповещение. Визуальный контроль приборов не предусматривает необходимости присутствия лицензированной организации. Таким образом, вы обнаруживаете, что вам нужно, чтобы раз в квартал приехали технические специалисты и провели профилактические мероприятия согласно договору и эксплуатационной документацией. И вот за это вы можете заплатить 20 000 р. Но раз в квартал. А не каждый месяц по 20 000 р. То есть экономия на лицо в 3 раза. Также в договоре можно обязать подрядчика реагировать на аварийные выезды (например за дополнительную плату).

По идее вы можете составить годовой договор технического обслуживания систем с минимальной абонентской платой.

 

Пример 2

Как это работает? Например, вы можете составить абонентский договор, в котором будут прописаны 3 выезда плановых и аварийные внеплановые для технического обслуживания и ремонта.

Выезд первый. Технические специалисты приезжают и диагностируют все оборудование, составляют дефектную ведомость и в письменной форме уведомляют о состоянии работоспособности системы предприятие. На основании данного уведомления (акта или дефектной ведомости)предприятие принимает решение о ремонтных или восстановительных работах с привлечением данной организации. Далее составляется дополнительное соглашение о дополнительных работах.

Дополнительные работы оплачиваются и так и так всегда отдельно, вне зависимости от формы договора. Почти н одна организация никогда не будет ремонтировать вам систему в деньги технического обслуживания.

Выезд второй. Через 6 месяцев. Такой же как и первый.

Выезд третий. То же. Еще через 6 месяцев.

Стоимость таких выездов может варьироваться от 5 000 р до 10 000 р за выезд. Таким образом не сложно посчитать, что стоимость ТО составит максимум 30 000 р в год. То есть 2500 р в месяц! Против 20 000 руб/мес или 240 000 в год! Есть разница?

Конечно не стоит забывать об аварийных выездах. Обычно стоимость такого выезда может также варьироваться от 5 000 руб до 10 000 руб. И это повод держать охрану, ответственных за пожарную безопасность предприятия в неком тонусе. Пойти сбросить ошибки на приборах много ума не надо, а лишний вызов аварийной бригады из-за необразованности и безответственности людей на предприятии будет вас наталкивать на мысли об их квалификации и профпригодности. И необходимости содержания таких горе-сотрудников.

Ценообразование

Многие задаются вопросом: "А как начинать понимать в вопросе ценообразования на техническое обслуживание систем противопожарной защиты?" Ведь подрядчики зачастую просо отводят глаза и бубнят про коммерческую тайну или на свои вот такие расценки или вообще задвигают про ФЭРы и ТЭРы... Но на самом деле в этом нет никакой коммерческой тайны.

Если простым языком, то стоимость технического обслуживание складывается из стоимости содержания сотрудников, их обмундирования, инструментов и механизмов для проведения работ и амортизации оборудования.

Пример.

Для проведения технического обслуживания любого объекта необходимо по технике безопасности не менее 2-х человек. Допустим для проведения работ необходим весь рабочий день - 8 часов. Допустим предприятие платит им заработную плату в размере 100 000 руб (каждому учитывая НДФЛ и ПФР). Для того, чтобы их труд приносил прибыль организации, средняя наценка на их труд составляет около 100% (учитывая налоговую нагрузку на организацию - НДС, налоги на прибыль, амортизация оборудования и механизмов и тд). В среднем в месяце 21 рабочий день. Не сложно посчитать, что для организации выгодная стоимость (грубо) привлечения сотрудников для оказывания услуг в день составит = ((100 000х2)/21)+100% = 19 000 руб. Дальше можно поделить на трудочасы 19000/8 = 2400 руб (округляем).

Таким образом, все ценообразование достаточно прозрачное. Если для вашего предприятия необходимо уделить весь рабочий день, то стоимость этого дня составит примерно 20 000 руб. Аварийные выезды могут быть дневными и ночными. Ночные аварийные выезды всегда имеют повышающий коэффициент. Также не стоит забывать об удаленности предприятия, что тоже может влиять на стоимость аварийных выездов.

Расчет стоимости в зависимости от объема технического обслуживания.

Многие обслуживающие организации зачастую спекулируют тем, что у вас на объекте достаточно сложное оборудование или для его обслуживания нужны соответствующие ключи или программные комплексы или сертификаты. Да, это имеет место, но глобально на стоимость ТО это влиять не должно. Как правило +15%, которые тратятся на обучение сотрудников и получение ключей и программных комплексов.

Объемы технического обслуживания и цены.

Обычно, серьезная и грамотная компания имеет внутренние расценки и нормочасы на обслуживание одной единицы того или иного прибора. Это не нормативное значение. Ни один документ этот нормочас не устанавливает. Все приходит с практикой годами. Нам, как руководителям таких организаций не выгодно, чтобы техник копался с пятью извещателями на объекте целый день. Нам нужно, чтобы он за день объехал как можно больше объектов и провел качественное техническое обслуживание. Зная регламент работ, учитывая всякие технические особенности, вывести эти нормочасы не представляется затруднительным.

Например чистка одного пожарного извещателя с учетом прибытия сотрудников на объект, перетаскивания стремянок, тур, лестниц и тд и тп, обычно не превышает 10 минут. Да, конечно, у нас бывали случаи, когда чистка 10 извещателей занимала и весь день. Это работа на высоте, когда необходимы были уже механизированные подъемники. Но это частные случаи. Вы можете походить по своему объекту и сами примерно оценить сколько времени нужно, чтобы подобраться к оборудованию и провести с ним регламентные работы.

Надеюсь я подробно осветил данный вопрос в статье и вам хоть что то стало понятно. Если вы хотели бы продолжения, то пожалуйста пищите комментарии, задавайте вопросы или пишите мне на электронную почту.

Материал подготовил:

Антон Остапенко совладелец группы компаний пожару.нет